Речь "адвоката"
ПРОСТИТЕ ЗА ОГРОМНЫЙ ПОСТ!!!
Не вступая в конфликт, хочу защитить тех преподавателей, которые работали на курсах, причем, именно с моей позиции, с позиции новичка. Я совершенно сознательно попробовала провести занятие на этих курсах и оказалась одновременно с двух сторон - впервые в Варне в качестве "ученика" и впервые в качестве преподавателя, поэтому возможно мне удастся максимально объективно передать свои впечатления.
Причем, этот пост предназначен не для Деи, а для тех людей, которые не были в Варне и которые прочитают её сообщение.
Сначала, конечно, хочется защитить Андреа Остертаг.
Я первая из российских преподавателей работала в том же самом большом спортзале и также (как и Андреа в первый день) не ожидала, что моя группа будет настолько большой. И Рамзию я поняла именно когда начала работать сама, до этого мне тоже казалось, что она слишком тихо говорит. Теперь подтверждаю, акустика спортзала не позволяет разговаривать так, чтобы тебя слышали с обеих сторон, и это сильно выбивает из колеи, поскольку при повышении голоса весь звук уходит вверх и кричи-не кричи тебя не слышат если ты стоишь спиной к людям или на определенном расстоянии. В первый момент ты теряешь контакт с людьми, потому что голосом ты их охватить не можешь (тихо), а взглядом не можешь - людей много, группу всю не видно. Вариант, когда ты всё повторяешь по два раза, поворачиваясь в разные стороны, не дает сохранить нормальный темп занятия и люди начинают быстрее уставать, и, как следствие, - общаться между собой. Я почувствовала, что моя группа устала как-то внезапно, гораздо раньше чем я рассчитывала, и, в этом я и вижу свой глубочайший промах, - у меня не было заготовки на этот случай. Поэтому структура урока получилась не завершенной.
У Андреи - каждая пара была логично выстроена, весь материал мы в качестве учеников выучили и смогли потом вспомнить в других условиях. Многие творческие идеи для освоения материала еще не один раз мне пригодятся в работе, они же дали толчок для появления интересных идей.
На мой взгляд, самое сложное в таком практическом учебном процессе, это - спрогнозировать свой урок и потом провести его в реальных условиях, достигнув цели, доставив удовольствие ученикам и при этом свободно изменяя структуру урока в соответствии с ситуацией, давая детям возможность внести что-то своё в этот урок.
План урока на бумаге всегда прост, самое сложное - процесс, и существенную часть процесса составляют условия, в которых он протекает.
Мой вывод под этим абзацем прост: на мой урок условия работы в спортзале повлияли, именно в этом мне и не хватило опыта. Мастерство Андреи проявилось в том, что она смогла принять условия работы в спортзале и на её структуру урока это не повлияло и большинство участников даже не догадывались насколько сложно ей было работать.
Растерянность Андреи (это один момент за целый день работы) во второй день была связана с её активным переживанием ситуации, настроенностью на аудиторию, когда люди стали очень эмоционально выкрикивать, она решила, что группа не поняла что-то из её объяснений, а когда ей перевели, что просто просят переводчицу говорить громче, то она перестала волноваться. Отмечу, что никакого сумбура и скомканности в её работе НЕ БЫЛО. Лекции с её пар - тому пример.
Вячеславу Жилину еще раз просто скажу спасибо за организацию и за этот семинар. Учитывая, что семинар был проведен по минимальным затратам для участников, мелкие погрешности не оказали на меня никакого негатива. Всё, что можно было предвидеть - Слава предусмотрел.
Да, вероятно, можно провести такого рода мероприятие в крупном городе, арендовав помещение по высокой цене (чтобы у каждого был свой стул
), расселить участников в дорогих гостиницах с рестораном, но кто поедет на такие курсы - остается загадкой. Думаю, гораздо проще провести дорогие курсы "для элиты" (непонятно только какой именно), но цель у такого мероприятия будет чисто коммерческая со всеми вытекающими и того духа свободы, который витает в Варне, там не будет.
Про Елену Забурдяеву скажу - я в восторге от её мастерства, умения работать с аудиторией. Упреки по поводу "потырила" даже не буду обсуждать, так как сути в этих упреках нет. Потырить у немцев нельзя, у них на всем есть авторские права. Если есть реальные претензии - можно всегда обратится к российскому преподавателю и "просветить" его, что с Вашей точки зрения такой же материал был у такого-то преподавателя в Орф-институте, где Вы стажировались и поэтому возмущены тем, что преподаватель забыл на него сослаться.
С Ниной Перуновой я после её пары не поленилась пообщаться, и оказалось, что идею её пары я поняла правильно. Все, кто имеет отношение к методике, сказали "спасибо" за этот урок, конкретно - теоретики, которые могут понять суть, не взирая на тон изложения. Нина работала с нами как со взрослыми людьми, как со студентами, возможно, для многих это оказалось тяжелым. В данном случае цель пары была - именно поэтапное методическое объяснение процесса, построения урока. Несколько человек в приватной беседе мне сказали, что именно этой пары не хватало среди большого количества творческих пар, в которых не всегда удавалось сразу вникнуть в суть. Ведь очень интересно, когда ты понимаешь урок, в котором ты ученик, еще и со стороны учителя. И нам, как педагогам, не всегда нужна "яркая обёртка" для полезного материала, всё-таки иногда мы не только дети, но и взрослые.
С Илизой Сафаровой я тоже пообщалась после её пары и задала те вопросы, которые у меня появились. Да, то, что она может рассказать, и чему может научить - не помещается в одну пару, но и на этой паре она дала много ценного, вот только не все догадались в чем ценность. Понять всё реально после её 3-х-дневного семинара или хотя бы после личной беседы.
Илиза меня удивила своей выдержкой, потрясла своим добрым внимательным (чутким и аккуратным)отношением к аудитории, и в той ситуации, когда, казалось бы, группа начала "шкодить" как дети, просто кидая мячики, она также продолжала свою пару, не крича, не делая выговоры, она заинтересовала нас следующим этапом урока, и мы практически не заметили как переключились из чистого "озорства" в конкретные творческие задания.
Про Ирину Галянт - опять слова благодарности, очень здорово! Ну, и, обвинять человека, который издал свою книжку - в том, что у неё не всё авторские идеи, как-то смешно. В книжке как раз это и пишут (кто автор текста, кто автор идеи). А то, что Ирина прямо на своей паре ссылалась на заимствованный материал (называла откуда музыка, тексты), я слышала собственными ушами. Как минимум, фамилия Татьяны Боровик, звучала, и никто её авторство себе не присваивал.
Светлана Жилинская меня впечатлила своей эмоциональностью. Рядом с ней попадаешь под влияние её эмоций и чувствуешь себя частичкой общего коллектива, в котором она направляет (иногда очень чувствительно), помогая тебе найти своё место в этом круговороте. А когда она понимает, что "действо началось", то становится непосредственным участником событий, постепенно стирая грань учителя и учеников. Мастерство Светланы в том, что она может встать во главе яркого действа и с помощь внутреннего потенциала дать толчок этому действу (раскачать), которое потом будет жить своей жизнью и вовлечет в процесс всех присутствующих.
Вадим Каневский, на мой взгляд, как раз ничего "заумного не выкаблучивал". Всё просто, простая человеческая психология и мастерство музыканта-импровизатора в одном флаконе
. Интересные идеи были понятны и доступны. Диск Вадима дополняет очень многое из недосказанного им.
Ирина Шестопалова - умница, для тех, кто не понял - всё напечатано (листочки раздали), структура урока понятна, муз. материал указан, и более того - половина моих учеников-малышей от 2-х лет уже поют во всю и показывают "ладушки-ладки" всем своим знакомым и игрушкам, то есть модель ценная, практически полезная, вариативная и разновозрастная. Это самое нужно для педагога-практика!
КОДА
Раскрою секрет
. Обсуждая с некоторыми участниками курсы, мы пришли к общему выводу, что есть: педагоги-методисты (которые понятно выстраивают свою работу, структурируют, подробно объясняют, они незаменимы в сфере педагогики, особенно в структуре ВУЗов), есть педагоги-ретрансляторы (которые трансформируют уже существующие идеи, но прекрасно их воплощают в жизнь и дают им новое направление), а есть педагоги-целые миры, это скорее педагог как философская категория(это люди, которые не подходят под одно определение, каждый из них - неповторим, они могут погрузить человека в свой мир, ученики, соприкоснувшись с ними, просто попадают в этот мир и не учатся, а РАСТУТ во всех смыслах). И именно с такими "мирами" мне удалось соприкоснуться на этих курсах в Варне. Я обязательно приеду ещё, так как в первую очередь благодаря курсам я НАСЛАЖДАЮСЬ своей работой и вижу большое количество перспективных творческих проектов.