Галя "Опоздания и болтовня - конечно, непростительны, но представьте, что это не гулкий спортзал (проходной двор!), а что-то более человеческое по акустике и размерам, и там не 80 человек, а хотя бы 50 (на мой вкус - лучше 40). Опоздавший - на виду! Болтун - тоже, его конкретно видят и слышат! Знаете, как в такое помещение заходят опоздавшие? Смущенными мышками проскальзывают, бормоча извинения. Я не оправдываю тех, кто болтал и опаздывал. Но эти же люди в других условиях ВЫНУЖДЕНЫ были бы вести себя иначе (а вслед за ними - и дети).
Самоорганизация - классно, но её явно катастрофически не хватает. Педагоги, однако... :-)"
Мастерство Орф-педагога - оно в способности чувствовать всех участников, их степени включенности в процесс, их качества взаимодействия. Бывают и объективные условия, при которых такое мастерство не может проявиться в полной мере. Баланс состояния группы нарушается, теряется целостность. Кто-то отвлекается, кто-то раздражается, кто-то хочет хоть чем-нибудь помочь ведущему, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
Год назад, в ноябре, в Екатеринбурге прошел семинар Йоса Вуйтака. В первом варианте приглашения было указано помещение детского сада, зал на 50-60 человек. В этом же приглашении было сказано о том, что помещение небольшое, количество слушателей будет ограничено. Приглашения были разосланы в мае-июне с просьбой сообщить об участии на семинаре до 1 октября. В сентябре месяце мы получили примерно 30 заявок. Для проведения такого семинара, это очень мало. Нам пришлось дополнительно делать рассылку приглашений, об ограничении мы уже не писали. В итоге, в октябре, пошел поток заявок от тех, кто получил приглашения летом и одновременно от тех, кому были посланы приглашения в сентябре.
Посоветовавшись со Славой, нашли срочно другое помещение – спортзал. Было около 100 человек. Йос работал, используя тренировку внимания, а организаторы, насколько это было возможно, заботились о том, чтобы участники не опаздывали на занятия. Такое количество участников требует соответствующего подхода и соответствующей организации. На первое место выходила задача тишины, внимания для восприятия информации каждым участником. Качество взаимодействия, при таком количестве, почувствовать реально невозможно.
То, дельное, что предлагает Галя – необходимый предмет обсуждения: улучшать семинарскую жизнь, чувствуя друг друга, используя в полной мере опыт практики Орфовских групповых проектов – это здорово!!! Для организации больших семинаров, таких как в этом году, на которые могли бы приехать все желающие, нужен год. Выбор занятий семинаристами нужен, такая практика есть в Орф-институте. На сайте можно вывесить предварительно анонсы курсов для ознакомления, тогда первый день презентаций на семинаре может пройти более продуктивно. Но если презентации и танцы, и хорошо бы еще пение канонов, то я бы сделала семинар шестидневным. И еще в первый день, в этом случае, хорошо бы показать видео с информацией об основах Орф-педагогики, с фрагментами Орф-уроков.